14-12-2007
Категория: Депутатская деятельность

О местных бюджетах замолвите слово


Финансовая стабильность территориальных громад - гарантия развития местного самоуправления.

Подготовка проекта Госбюджета-2007, и в частности отопительного сезона, показала, что наиболее остро стоит вопрос материально-финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления

Балансы несоответствия
В этой связи припоминается Всеукраинский сьезд представителей
местного самоуправления в апреле минувшего года. В его резолюции
отмечалось, что, для гарантированных условий реализации таковых
полномочий, следует осуществить поэтапные преобразования в
законодательстве Украины, принять ряд нормативно правовых актов,
направленных на всестороннее содействие развитию местного
самоуправления. Этот вывод разделяют и ученые страны. С принятием
Бюджетного кодекса Украины пять лет тому назад все бюджетные
доходы органов местного самоуправления классифицированы на две
группы: закрепленные (те, которые учитываются при определении
объемов межбюджетных трансфертов, так называемая "корзина # 1") и
собственные (неучитываемые при определении объемов межбюджетных
трансфертов, так называемая "корзина # 2"). Однако структура
доходов метных бюджетов последующих лет указывала на растущий
дисбаланс между финансовыми ресурсами органами местного
самоуправления и функциями, которые они должны выполнять согласно
с Конституцией. Иначе говоря, усугублялось несоответствие с
положением Ефропейской Хартии о местном самоуправлении. В
настоящее время такового баланса нет, а собственных источников
недостаточно. Хотя можно было бы их усилить за счет непопулярных
мер -- налога на недвижимое имущество или, скажем, подоходного
налога. Но давайте посмотрим на некоторые вещи объективно, с
учетом того, что мы живем не в какой-то изолированной системе, а в
европейском, мировом сообществе. Удельный вес местных налогов и
сборов в общих поступлениях местных бюджетов в Украине составляет
1,5-2 процента от общего обьема доходов местного самоуправления, а
в США -- 65 процентов, во Франции -- 60, в Германии -- 45,
Великобритании - 36, Японии - 33. Разница разительная. Между тем
эти страны являются общемировыми лидерами в сфере построения
демократии. Следует отметить, что в этих странах весомую долю в
местных налогах и сборах составляет налог на недвижимое имущество.
В Украине планируется ввести данный налог целым рядом
законопроектов и действующим законодательством предусмотрена такая
перспектива. Напомню, в п. 4 "Заключительных положений" Закона
Украины "Об утверждении Общегосударственной программы развития
малых городов" от 04.03.2004 года предусматривается разработать и
внести на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекты о
налоге на недвижимость, предусмотрев, что средства, полученные от
взимания этого налога, будут зачисляться в местные бюджеты сел,
поселков и городов.

Бюджетообразующим является и подоходный налог с физических лиц.
Указанный налог является существенной статьей доходов местных
бюджетов зарубежных стран. Если обратиться к истории развития
украинского законодательства, то Закон Украины "О местных Советах
народных депутатов и местном и региональном самоуправлении" от
26.03.1992 года устанавливал, что в местные бюджеты полностью
зачисляется подоходный налог с граждан Украины, иностранцев и лиц
без гражданства, проживающих на соответствующей территории .
Представляется, что указанная норма должна быть снова
восстановлена в действующем законодательстве, так как это, во-
первых, будет способствовать увеличению количества рабочих мест на
соответствующей территории, во-вторых, вся сумма подоходного
налога с граждан будет полностью зачисляться в местные бюджеты и
направляться на реализацию соответствующих программ в различных
сферах городского развития. Кстати сказать, определенные
предпосылки к реализации высказанного предложения уже есть. Так,
постановлением парламента "О принятии за основу проекта Закона
Украины об утверждении Общегосударственной программы развития
малых городов" от 15.05.2003 г. Кабинету Министров поручается
разработать и в порядке законодательной инициативы внести в
Верховную Раду изменения в Бюджетный кодекс и законы Украины,
устанавливающие систему налогообложения для бюджетов малых
городов. Для более гармоничного развития местных ресурсов. Для
консолидации средств в рамках Общегосударственной программы
развития малых городов. К сожалению, приходится сталкиваться с
несогласованностью между действующими нормативно-правовыми актами
и теми законопроектами, которые разрабатываются во исполнение их
положений. Так, в проекте Закона "О местных налогах и сборах"
предусматривается лишь отчисление в местные бюджеты определенных
процентов от ставки налога, а свежий проект Налогового кодекса
предписывает зачисление сумм налога на доходы физических лиц в
бюджеты в порядке, определенном бюджетным законодательством
Украины. Остается только надеяться на соответствие заявленных
деклараций реальным действиям.

Принципиально о принципах
Среди неотложных вопросов местного налогообложения большое
значение имеет создание основных подходов к выделению налогов и
сборов в местную систему. Можно согласиться с теми, кто считают,
что в основу местной системы налогообложения должны быть положены
ясные и оправданные принципы. Местные налоги и сборы должны быть
значимыми для данной территории, понятными для плательщиков,
традиционными и логичными (например, курортный сбор). Развитие
местной налоговой системы должно содействовать тенденции к
увеличению доли местных налогов в доходной части бюджетов на
местах. Но я бы добавил еще один -- сближение наших стандартов
местного налогообложения с мировыми -- в целом, с европейскими --
в частности. Ратифицировав Европейскую хартию местного
самоуправления в 1997 голу, Украина приняла на себя обязательства
по выполнению положений Хартии. Поэтому, совершенствуя действующее
законодательство, мы должны учитывать базовое положение,
закрепленное в п. 3 ст. 9 Хартии, а именно: часть финансовых
ресурсов местной власти должна формироваться за счет местных
налогов и сборов, размер которых они уполномочены устанавливать в
пределах закона.

Система налогообложения, в том числе и местного, имеет и
фискальную, и регулирующую функцию. С помощью установления местных
налогов и сборов, их размера, порядка уплаты, (а эти полномочия
входят в компетенцию органов местного самоуправления), может быть
в значительной степени отрегулирована хозяйственная деятельность
того или иного либо сразу нескольких субьектов хозяйствования,
занимающихся однородным видом деятельности. Таким образом, в
Украине с целью повышения результативности финансовой деятельности
государства надо провести коренную перестройку налоговой системы и
усовершенствовать один из важнейших ее механизмов, как местные
налоги и сборы. Именно они призваны укреплять местные бюджеты,
расширять их финансовую автономию.

Средства, заработанные органами местного самоуправления, должны
направляться на выполнение собственных полномочий. При этом задачи
и услуги, относящиеся к прямому ведению органов местного
самоуправления, разумно классифицировать на две группы: которые
выполняются или предоставляются исключительно за счет собственных
поступлений местных бюджетов, и такие, на выполнение которых
предоставляются трансферты выравнивания из Государственного
бюджета в случае невозможности обеспечения их финансирования на
уровне, установленном государством. Однако для этого следует
законодательно ввести стандарты и нормативы, которые будут
положены в основу расчета реальных потребностей в финансировании
при составлении проектов государственного и местных бюджетов
Украины.

Наконец, о так называемых "делегированных полномочиях" то есть
полномочиях органов исполнительной власти, делегированных в
соответствии с общеевропейским принципом "субсидиарности" для
исполнения органам местного самоуправления. В соответствии с
действующим законодательством они должны обеспечиваться финансами
в полном объеме, но на практике обеспечиваются лишь на 40
процентов. Вот и приходится, образно говоря, "потуже затягивать
пояса" и как всегда использовать ресурсы местного бюджета,
создавая, таким образом, еще больший дисбаланс в финансирование
развития города. Следует добавить, что на протяжении последних лет
органы местного самоуправления сталкиваются с "хронической"
недостаточностью финансового обеспечения делегированных
полномочий. Это приводит к тому, что сельские, поселковые и
городские советы вынуждены направлять собственные средства на
выполнение как собственных (самоуправляющихся) полномочий, так и
делегированных государством.

Сергей Богачов,
заведующий отделом регионоведения
Института экономико-правовых иследований
доктор экономических наук, академик АЭН Украины.

**


Творчество

Полезные ссылки

Авторские блоги