26-01-2008
Категория: Депутатская деятельность

Бюджеты меняются, надежды остаются

" Вечерний Донецк" , 22.01.2008г № 11 ( 8643)


Бюджет на любом уровне - от отдельно взятого человека и до государства - кошелек, содержимое которого позволяет прожить с учетом разных потребностей. Лучше, конечно, когда в этом кошельке средств хватает на все случаи жизни...

Так складывается в Украине, что система формирования местных бюджетов все никак не отладится из-за постоянной нестабильности как в экономической, так и в политической сферах, динамике доходов и расходов местных бюджетов в сводных бюджетах Украины. По этим причинам бюджеты всех уровней на нынешний год пришлось принимать не в канун 2008 года, а в его январе.

Проект бюджета Донецка на 2008 год уже прошел проверку в постоянных депутатских комиссиях горсовета, на заседании исполкома горсовета 18 января, и теперь его принятие должно состояться послезавтра, 24 января, на сессии городского совета.

Наполнить бюджет города доходами в нынешнем году будет довольно сложно. И об этом мы беседуем с депутатом горсовета, председателем постоянной комиссии по вопросам планирования, бюджета и финансов, доктором экономических наук, академиком Академии экономических наук Украины Сергеем БОГАЧЕВЫМ.

- Сергей Валентинович, что собой представляют основные параметры бюджета года-2008?

- Мы прогнозируем объем доходной части бюджета города в сумме более 2 млрд. 200 млн. гривень, что на 20 процентов больше, чем было в 2007 году. Но сразу отмечу: Кабмин Украины планирует осуществить этот рост за счет, в основном, зарплаты, которую нам в Донецке Кабмин считает возможным довести до 2285 гривень в среднем. Насколько объективны такие данные - сказать сложно, потому что для каждого города каждый год такие расчеты меняются. Расходная часть бюджета практически соответствует доходам.

Но есть такой парадокс: есть города - и Донецк в их числе, - в которых средний доход на одного человека одинаков, а если при этом Донецк работает успешнее, то из нашего местного бюджета в госбюджет должны быть перечислены достаточно большие суммы. Так, в этом году от нас потребовали перечислить в госбюджет более 300 млн. гривень против прошлогодних 130 млн. гривень. Пояснений по этому поводу никаких нет. И никто нас не спрашивал: согласны ли мы с этим. Это - волевое решение. По принципу: в Донецке справятся, найдут деньги.

- Какие, на ваш взгляд, главные проблемы формирования местных бюджетов?

- Отсутствие заинтересованности органов местного самоуправления в выполнении бюджетных планов. И это обусловлено определенными причинами.
- Одна из них: все тот же формульный метод?

- И он, и предусмотренное им примерно одинаковое количество доходов и расходов на душу населения в различных населенных пунктах порождает иждивенческие настроения в регионах.

- А конкретнее?

- В Украине стало меньше регионов, самостоятельно обеспечивающих себя налоговыми поступлениями. С тринадцати сократилось до семи! И вот почему: из Киева "спускается" местному бюджету сумма не по результатам работы органа местного самоуправления, а по формульному методу. Да к тому же, стало почти правилом изымать из местного дохода в госбюджет часть доходов крупных и экономически активных городов, перевыполняющих свой план. А ведь эти сверхплановые доходы помогли бы решать многие наболевшие местные проблемы, например, они шли бы на развитие социально-культурной, бытовой сфер - отсыпку дорог, ремонт внутриквартальных дорог, вывоз мусора и так далее.

- Какие еще бюджетные проблемы беспокоят депутатов?

- Государственные полномочия, делегированные органам местного самоуправления. В частности, это касается образования, здравоохранения и культуры. Мы стремимся работать по-европейски. Так вот, в европейских странах полномочия в сфере образования и здравоохранения передаются местным властям. Но совсем не так, как это делается у нас. Названная сфера в странах Европы финансируется стопроцентно из госбюджета. Наши же полномочия обеспечиваются государством на 70 процентов. Все остальные средства местные органы должны изыскивать сами. А это противоречит Европейской Хартии местного самоуправления, кстати, ратифицированной Украиной в 1977 году. Из-за нехватки средств мы не можем купить новое диагностическое оборудование для больниц, обновить в школах мебель и инвентарь и так далее. Мы сейчас смогли предусмотреть на ремонт зданий 46 млн. гривень, а в прошлом году, когда действовала госпрограмма, нам было выделено из госбюджета 200 млн. гривень.

- За счет чего город изыскивал средства для доходной части бюджета города на 2008 год? Какие нашлись рычаги?

- Остаются "рычаги" со своими налоговыми поступлениями: приватизация, продажа земли, аренда. Мы нашли и такой путь, как средства, поступающие как пай в строительство городской инфраструктуры. То есть горсовет утвердил положение, по которому при строительстве или реконструкции каких-либо объектов на специальный счет города перечисляются деньги на паевое участие в строительстве объектов инфраструктуры. Так, в прошлом году от конкурсного права застройки мы получили около 70 млн. гривень. Кстати, такой "рычаг" существует пока только в Донецке. Очень важным считаем необходимость смотреть за работой коммунальных предприятий: чтобы они старались работать с прибылью, не увеличивали расходы своих предприятий, например, командировочные, проведение семинаров, другие расходы.
- А город имеет право вводить штрафные санкции, например, за оставляемый во дворах строительный мусор, засорение дворовых территорий?

- Это может делать админкомиссия, но она действует не очень активно.

Итог, пожалуй, такой: бюджеты меняются, надежды остаются.


Творчество

Полезные ссылки

Авторские блоги